- сервисы
Растущий бизнес и облака созданы друг для друга: можно расти вместе со спросом, запускать проекты без капитальных вложений и платить только за то, что используешь. Удачная стратегия для компаний в стадии роста!
Как она работает — разберем в этом материале.
Точка отсчета
В мировой бизнес-практике много примеров, когда компания с классической On Premises-архитектурой при выходе на новый этап развития уходила в облака. Это и Netflix, чьи сервера в какой-то момент не справились с нагрузкой. И Spotify, у которой год за годом падала окупаемость дата-центров. И автолизинг Газпромбанка с его планами региональной экспансии. Примеров много, но стимулы миграции у большинства компаний схожи. Мы объединили их в четыре категории.
Сложность масштабирования распределенных ИТ-систем
Этот как раз вариант Netflix. Спусковым крючком для миграции бизнеса в облако стало повреждение базы данных. В августе 2008 года БД Netflix легли на три дня и компания, тогда еще рассылавшая DVD почтой, на три дня оказалась парализована. Облачные сервисы обещали большие вычислительные ресурсы с гарантированной безопасностью и возможность быстро масштабироваться. В Netflix решились на переход, и за семь лет перенесли в IaaS-инфраструктуру все сервисы.
Как пояснил Юрий Израилевски (Yury Izrailevsky), вице-президент по разработке облачных решений и платформ Netflix, помимо быстрого горизонтального масштабирования, компания получила еще и доступность в пределах 99,99%, экономию на запуске потоковой передачи и сокращение time-to-market в 1,5-2 раза.
Снижение окупаемости On Premises-архитектуры
У Spotify стимулом для перехода в облака стала банальная экономия. С каждым годом дата-центры Spotify в Великобритании и США окупались все хуже и хуже. Основные ресурсы шли на увеличение мощностей и обслуживание инфраструктуры, но стриминговый сервис хотел заняться инновациями.
С переходом в облака он получил свободные деньги и свободные руки для инноваций и роста. К тому же сработал эффект масштаба, и теперь вместо пиковых 800 000 потоков на классической инфраструктуре, на виртуальной Spotify передает до 3 000 000 потоков в секунду.
Недостаточно скорости и гибкости, которые нужны завтра
В 2016 году в Evernote сами себе задали вопрос: смогут ли серверы и сети, которые у компании есть сегодня, завтра обеспечить 200 млн. клиентам высокий уровень качества, производительности и безопасности? Видимо, ответ Evernote не устроил, потому что буквально за полгода сервис перенес все свои процессы в виртуальную инфраструктуру.
После миграции в облако для бизнеса, Evernote снизила накладные расходы и получила расширенный функционал для быстрого аварийного восстановления. Кроме того, у разработчиков компании появился доступ к более широкому набору технологий и инструментов.
Нехватка ресурсов для форсированного выхода на региональные рынки
По этому пути пошли в «Газпромбанк Автолизинг», когда компанию выделили в отдельное направление из ГК «Газпромбанк Лизинг». Практически сразу после реорганизации корпоративные и клиентские сервисы «Автолизинга» перенесли в виртуальную среду.
За счет миграции в облако для бизнеса компания планировала ускорить экспансию на региональные рынки. Стратегия сработала: облачные сервисы помогли в сжатые сроки запустить 24 представительства в стране, а заодно ускорить time-to-market и поддержать главное конкурентное преимущество — заключение сделок и обслуживание договоров в удаленном режиме.
Варианты миграции и их особенности
Миграция компании в облако может быть гибридной или полной. В гибридном формате одна часть данных остается на серверах дата-центра, другая переносится в публичные или частные облака. Полная миграция реализуется по стратегии cloud-only: размещение рабочих мощностей, вычислений и процессов исключительно в IaaS-среде. С переходом на cloud-only у компании меняется программная архитектура и даже принципы разработки. В зависимости от контекста бизнеса, у этого варианта есть и преимущества и недостатки.
Основное преимущество — возможность непрерывно развиваться. Свою роль играет и экономия на накладных расходах и гибкость разработки, но самый ощутимый эффект дает:
- скорость масштабирования,
- высокий уровень автоматизации в разработке, тестировании и выводе на рынок нового продукта.
В облаке развивающийся бизнес может быстро делать именно то, что помогает ему развиваться: быстро разрабатывать сервис или цифровой продукт, так же быстро тестировать его пробные версии, и еще быстрее запускать новые итерации под запрос аудитории.
Из недостатков миграции в облако заслуживают внимания две проблемы. Во-первых, чем компания старше и масштабнее, тем сложнее и длительнее переезд. Это закономерно: много данных, сложные процессы, разнородный парк оборудования с унаследованными и устаревшими системами. У Netflix, например, на переезд всех сервисов ушло чуть меньше 7 лет. Относительно молодой в те годы Spotify, у которого на момент миграции было всего 100 млн пользователей, потратил на эти же процессы 3 года. Еще более молодой автолизинг «Газпромбанка» переехал в облако в год создания.
Во-вторых, ИТ-системы бизнеса часто не готовы к облакам. В основном потому, что существующие сервисы плохо совместимы с современными виртуальными средами. Переезд таких систем требует либо кардинальной пересборки, либо перехода на гибридную структуру. Оба варианта предполагают глубокую отраслевую экспертизу.
У каждого бизнеса свои спусковые крючки и свой путь освоения облачных решений. Но мы видим общие тенденции и пользуемся наработками более чем 100 миграций, поэтому можем объективно оценить перспективы перехода и обойти подводные камни без убытков и потерь.