- сервисы
Практически в каждой статье мы говорим об облачной инфраструктуре и сервисах для бизнеса. Однако облачный сервис — емкий и достаточно общий термин. В этой публикации мы разберем его на более мелкие составляющие и расскажем о пяти практически значимых облачных ИТ-сервисах для бизнеса.
Облако 1С
Облако 1С — это привычные конфигурации 1С, только в облаке. «Бухгалтерия 8», «Управление нашей фирмой», «Зарплата и управление персоналом», «Управление торговлей» не устанавливаются на сервер компании, а находятся в облачной среде. Они открываются и запускаются через web-браузер или удаленный рабочий стол с привычным интерфейсом — отдел продаж, закупки и бухгалтерия работают, как обычно и не замечают разницы.
В то же время для бизнеса облачный сервис 1С закрывает недостатки локальных версий 1С, на которые регулярно жаловались и жалуются пользователи:
- Жесткие требования к аппаратному обеспечению. У облачной 1С системные требования к ПК минимальны, нужен только стабильный канал связи.
- Высокий порог входа (покупка сервера, приобретение лицензии на сервер 1С, оборудование рабочих мест и пр.). На фоне локальных версий стоимость запуска 1С в облаке выглядит более чем привлекательно..
- Необходимость докупать лицензии каждому новому пользователю, включая дистанционно работающих сотрудников. У 1С в облаке нужное количество пользователей добавляется без покупки дополнительной лицензии.
- Вызов специалиста на каждое обновление и по любому техническому вопросу. С облачной 1С технические вопросы берет на себя провайдер. В нашем случае саппорт принимает запросы и реагирует на инциденты в режиме 24/7.
- Сдача отчетности требует подключения дополнительного модуля или сопутствующего ПО. В облаке отчеты в ФНС, ФСС, ПФР, Росстат и Росалкогольрегулирование отправляются прямо из программы.
Удобно всем. Малому бизнесу с облачной 1С дешевле и проще запускаться. Крупному и среднему — масштабироваться.
Сервис аварийного восстановления Disaster Recovery
Disaster Recovery восстанавливает IT-инфраструктуру после сбоев, аварий и поломок, помогая сохранить данные и вернуть бизнес-системы в работоспособное состояние.
В базовом формате Disaster Recovery представляет собой автоматический бэкап в отдельную систему хранения. Регулярность бэкапирования задает политика резервного копирования, а решение реализуется на базе Commvault и Veeam. Главная задача Disaster Recovery в формате бэкапа — сохранить данные. Показатель RTO (recovery time objective) при таком подходе второстепенен, так что 2-4-часовая потеря времени на восстановление системы считается нормой. Учитывая достаточно длительную паузу в работе, бэкап на запасную площадку настраивается для некритичных к простою процессов.
Важно! У компаний разных отраслей данные имеют разный уровень критичности. Более того, даже у одной и той же компании этот уровень меняется от ситуации к ситуации. Если вы выбираете сервис аварийного восстановления в формате бэкапирования, мы рекомендуем:
- сохранять копии на разных уровнях абстракции, от виртуальной машины до настроек сервисов,
- периодически мониторить и переоценивать параметры критичности системы.
Более продвинутые варианты облачного сервиса Disaster Recovery — асинхронная и синхронная репликация.
Асинхронная репликация переносит записанные данные в резервную систему через определенные промежутки времени. На языке IT это RPO (recovery point objective) или допустимое время потери данных. Например, 30 минут, если речь идет о базе счетов и отгрузочных документов в торговой компании. Или 30 секунд, когда дело касается банковских транзакций финансово-кредитного учреждения.
Синхронная репликация создает идентичные копии виртуальных машин в любой момент времени и сохраняет их на дублирующей площадке. Резервная площадка разворачивается на базе второго дата-центра, так что даже при сбое в основном ЦОД система продолжает работать. Более того, время восстановления системы при синхронной репликации составляет всего 2-3 минуты, что удовлетворяет требованиям к непрерывной работе инфраструктуры финансово-кредитного бизнеса, образовательных платформ и ритейла.
Базы данных в облаке
Облачная база данных (БД) создается, разворачивается и становится доступной в облачной среде. В отличие от локальной, она работает на инфраструктуре провайдера и у пользователя есть доступы только для управления и резервного копирования БД.
Для бизнеса сервис облачных баз данных закрывает три больших вопроса:
1. Управление стихийными нагрузками,
2. Поддержка доступности,
3. Выполнение требований регуляторов.
Компенсировать рост нагрузки
Со стихийным ростом нагрузок хорошо знакомы бизнес-аналитики. На некоторых проектах для оценки масштабирования компании периодически приходится строить объемные имитационные модели с метриками по продажам, ценам, площади, аудитории и пр. С увеличением размера выборки растет достоверность имитационного моделирования, но одновременно с ним увеличивается и ресурсоемкость процесса. Держать парк серверов под периодически увеличивающийся объем информации — дорого и сложно. А вот с БД в облаке ресурсы подключаются по запросу и ровно в том объеме, который нужен для текущей аналитики. Как только моделирование завершается, сервис отключают.
Поддержать доступность
В плане доступности базы данных в облаке в сухую обыгрывают БД на классическом железе:
- Быстрый перезапуск виртуальных машин и балансировка нагрузки помогает справиться со сбоем без серьезных последствий.
- Развертывание внутри защищенного периметра исключает риск несанкционированного доступа.
- Доступность сервиса гарантируется провайдером в SLA. У нас это 99,96 % для автономного и 99,98 % для кластерного решения.
- Для бизнеса с высокими требованиями к отказоустойчивости ИТ-систем облачные БД вообще безальтернативное решение.
В облаке отказоустойчивость БД формируется с помощью кластера, так что даже когда из строя выходит один узел, остальные продолжают работать. Для создания кластерного решения основной и дублирующий серверы располагают в разных дата-центрах. Конечно, отказоустойчивый кластер можно создать и на собственной инфраструктуре или в рамках colocation, однако такое решение требует больших вложений и глубокой внутренней экспертизы.
Выполнить требования регуляторов
Компании, обрабатывающие персональные данные (ПДн) 4, 3 и 2 уровней защищенности, соблюдают предписания закона «О персональных данных» с помощью баз данных в облаке 152-ФЗ. Они разворачивают БД в аттестованной по 152-ФЗ виртуальной среде и обходятся без затрат на построение собственной, защищенной IT-инфраструктуры.
Облачный диск
Облачный диск — один из самых распространенных облачных ИТ-сервисов для бизнеса. Это классический инструмент для хранения информации, на котором можно держать фотографии, рендеры проектов, видео, табличные/текстовые документы, настраивать совместную работу с информацией через веб-браузер, Windows, Linux, macOS, iOS или Android.
Современный IT, образовательный, производственный, торговый бизнес использует облачные диски преимущественно для хранения корпоративной информации. Хотя возможности сервиса на самом деле шире. Например, Nextcloud, которую мы применяем для облачных хранилищ, позволяет:
- настраивать для данных ограничения по срокам, IP и геопозиции,
- дистанционно управлять учетными записями,
- размечать и тегировать данные для поиска,
- сохранять бэкапы,
- интегрировать диск с другими корпоративными сервисами,
- хранить ПДн клиентов и сотрудников в соответствии с требованиями ФЗ-152.
Полный аналог привычных Google Drive и Dropbox, только функциональнее и надежнее: с полным контролем доступа и настроек, управлением правами и в облачной среде российского провайдера.
S3 хранилище
Вопреки названию, S3 хранилище — это не место, а сервис для хранения данных. Он хранит резервные копии сайтов, контент приложений, фото и видео интернет-магазинов, документы ЭДО, big data, логи и архивы. Широко используется в digital-среде и e-commerce. Так, владельцы онлайн СМИ используют S3 для удобного доступа к базе подписчиков, интернет-магазины держат в сервисе бэкапы.
Компании, которые собирают и обрабатывают big data, хранят в S3 «сырые» данные по истории покупок, использованию карт лояльности и промокодов, статистику поисковых запросов, отклики на маркетинговые акции, сведения о брошенных корзинах и пр. Держать огромные массивы информации на «железе» слишком дорого, на диске — тоже. Удобнее, дешевле и безопаснее хранить неструктурированные данные в масштабируемом объектном хранилище и извлекать их оттуда по мере необходимости.
Еще один сценарий использования S3 хранилища — организация сети доставки контента. Технология передачи контента Content Delivery Network (CDN) ускоряет загрузку содержимого сайта и раздачу контента на мобильные устройства на крупных игровых порталах, мультимедийных сайтах и интернет-магазинах. Благодаря CDN контент загружается быстрее, люди активней взаимодействуют с ресурсом, пользовательские метрики улучшаются и поисковик поднимает сайт в выдаче. Последние апдейты Яндекса и Google наглядно продемонстрировали роль скорости загрузки сайта при ранжировании, так что если оптимизация кода, сокращение сторонних скриптов и блочных элементов не дали результата — ускорить сайт поможет CDN и S3.
Надеемся, что разбор облачных ИТ-сервисов с точки зрения практики бизнеса помог вам сориентироваться в выборе подходящего решения. Если остались вопросы или нужна помощь с конфигурацией сервиса под четкие коммерческие задачи бизнеса — опишите их и уточните детали. Специалисты Nubes помогут определиться с экономически целесообразным и удобным решением.