Загрузка...

Мастхэв для торговли, или Почему ритейлеры активно используют облака

Русский
  • Alt

Мировой рынок облачных технологий в ритейле растет в среднем на 20,9% в год. К 2030-му он увеличится до 110 млрд долларов — прогнозируют аналитики CDI.

Причины роста понятны: активно развивается онлайн-торговля и ужесточаются требования к ИТ-инфраструктуре. Она должна соответствовать актуальным задачам отрасли: легко масштабироваться, быть отказоустойчивой, выгодной и безопасной. Все эти преимущества можно получить в облаке.

Задачи и решения

Успешного ритейлера уже сложно представить без присутствия в онлайне. Для многих сайт и мобильное приложение становятся основными площадками продаж. Вот почему торговые компании динамично инвестируют в веб-сервисы и все чаще размещают их в облачной ИТ-инфраструктуре.

Причем речь идет не только об интернет-магазинах и мобильных приложениях. Большинство крупных и средних ритейлеров размещают в облаках практически всю ИТ-инфраструктуру компании: от фронт-офисов и 1С до файловых хранилищ и платежных систем.

Еще одна задача, которую ритейл успешно решает в виртуальной среде, — разработка и тестирование новых приложений. Чтобы быстро создать ИТ-продукт, проверить его и запустить на рынок, совсем необязательно вкладываться в дорогостоящее железо. Можно воспользоваться виртуальными серверами. А если нагрузка на сайт или приложение резко возрастет, достаточно обратиться к провайдеру. Он быстро нарастит объем вычислительных мощностей.

По этой же причине ритейлеры особенно ценят облака в периоды промоакций и распродаж. Спрогнозировать реальный рост спроса бывает непросто, а обеспечивать работоспособность инфраструктуры приходится всегда. Облачная модель позволяет быстро увеличить объем ресурсов, которые требуются интернет-магазину в пик продаж. При этом сайт продолжит бесперебойно работать, несмотря на высокую нагрузку. Когда спрос упадет, можно сразу снизить объем потребляемых ресурсов и сократить затраты.

Кроме того, ритейлеры вынуждены собирать, хранить и обрабатывать огромные объемы персональной информации. Большая часть таких данных поступает через веб-ресурсы. Пользователи оставляют сведения о себе в онлайн-заявках, личных кабинетах и профилях, участвуют в программах лояльности. Чтобы обеспечить безопасность персональных данных согласно закону и не платить за приведение IaaS-платформы в соответствие требованиям государства, ритейлеры используют аттестованные по 152-ФЗ облака.

Новые вызовы

Спрос на облака заметно возрос в последние годы. Количество кибератак на российские компании увеличилось в разы. Рост инцидентов только по политическим мотивам в 2023 году составил 140% — сообщают аналитики F.A.C.C.T. (в прошлом — Group-IB).

Безопасность для отрасли стала трендом — постоянные утечки информации в торговле наносят ущерб покупателям и ухудшают репутацию компаний на рынке. Во многих случаях защита данных постепенно переходит на новый уровень: теперь ритейлеров интересует не только бумажная безопасность. Компании активнее рассматривают защищенные облака, специализированные ИБ-сервисы и средства защиты информации.

Пример — NGcloud. Облако нового поколения аттестовано по 152-ФЗ, уже включает защиту от DDoS-атак L3/L4, сканирование IP-адресов, сбор и анализ логов. Кроме того, резиденты NGcloud могут усилить безопасность данных с помощью WAF, NGFW, MFA и других дополнительных сервисов от провайдера.

Особое значение получили решения, которые помогают российским ритейлерам минимизировать последствия атак с использованием программ-шифровальщиков. По данным Positive Technologies, почти каждая третья атака (27%) на российский бизнес в 2023 году была связана именно с таким видом зловредного ПО.

На фоне такой статистики вырос интерес к резервному копированию данных. Теперь компании все чаще стремятся хранить бэкапы в облаке или на СХД на удаленной площадке с возможностью восстановления на резервной инфраструктуре в облаке.

Заметно повысилась популярность Disaster Recovery (послеаварийное восстановление). Ритейл стремится обеспечить высокую доступность веб-сервисов для покупателей, организовывая резервные площадки в облаке сервис-провайдера, так как даже минута вне онлайна может превратиться в миллионные потери.

Еще один тренд в ритейле — рост спроса на виртуальные серверы с GPU. Компании активно разрабатывают собственные продукты на базе ИИ и ML, в том числе для обработки изображений, моделирования и анализа данных. Такие технологии помогают ритейлерам собирать данные о покупателях, их поведении и передвижении по торговым залам и сайтам, а также анализировать и прогнозировать периоды высоких продаж, оценивать логистические риски и эффективнее управлять выкладкой товара. Подобные проекты требуют высокопроизводительных вычислительных мощностей, которые можно получить на базе облака. 

Плюсы облака в ритейле

Рост спроса на облачные сервисы в ритейле объясняется просто — это выгодно. Компании все чаще стремятся сокращать издержки на ИТ-инфраструктуру.

Основные преимущества виртуальной инфраструктуры для ритейла:

  • Масштабируемость — облачные ресурсы проще адаптировать под новые условия и задачи. Это крайне актуально для торговли, где от скорости реакции зависит успех компании на рынке. Даже во время сезонного спроса или внезапного бума продаж покупатели могут совершать покупки, а прибыль продолжает расти.
  • Быстрые ресурсы — важный момент, особенно если необходимо запустить временный ИТ-проект, пилот или быстро усовершенствовать текущий веб-сервис.
  • Гарантии отказоустойчивости ресурсов — ответственность провайдера закрепляется в договоре и SLA, а в случае аварии или атаки можно быстро восстановить работоспособность систем с помощью Disaster Recovery.
  • Хранение больших объемов данных — в торговле накапливается много цифровой информации. Все сведения — от адреса доставки до счетов в 1С — хранить локально неудобно, а доступ к ним важно получать быстро и без операционных потерь.
  • Экономия на инфраструктуре и гибкость оплаты — нет необходимости приобретать собственное оборудование, ПО и лицензии. Если нужно изменить производительность ресурсов, можно быстро выбрать сервер другой конфигурации и платить только за потребляемый объем вычислительных мощностей.
  • Защита данных на нескольких уровнях — часть задач по безопасности берет на себя облачный провайдер.

Резюмируем

Еще пять лет назад ритейл чаще отказывался от материальной инфраструктуры из-за желания быстро масштабировать ресурсы. Теперь компании смотрят на облака шире:  с их помощью они активно усиливают свое влияние на рынке, закрывают задачи информационной безопасности и снижают риски кассовых разрывов.

Для кого-то виртуальная среда — это плюс к операционной скорости и аналитике данных. Для других компаний — экономия и возможность запустить новый ИИ-сервис на высокопроизводительном сервере с GPU без огромных вложений. Одним словом, причин использовать виртуальную инфраструктуру в ритейле становится больше. И вероятно, в ближайшие годы спрос на облака продолжит стремительно расти.