Loading...

Разработчики и поставщики ПО уходят с российского рынка: ищем альтернативы

  • Alt

Февральские события перекроили карту российского рынка программного обеспечения и облачных услуг. Более 100 разработчиков и поставщиков ПО ушли из страны. Теперь у бизнеса не осталось другого выбора, кроме как искать альтернативы в отечественном IT-секторе.

Историческая ретроспектива

Курс на цифровую трансформацию и импортозамещение в программном обеспечении Россия держит с 2014 года, однако большая часть крупных российских компаний работали и работают на Oracle, SAP и Microsoft. Несмотря на геополитические риски, зарубежное ПО использовали и коммерческие организации, и банки с госучастием, и госструктуры. Теперь же импортозамещение в ПО уже не часть стратегии цифровой трансформации, а жизненная необходимость.

Российское программное обеспечение на замену

Популярная мантра про «уникальную возможность занять освободившуюся нишу» в секторе программного обеспечения не работает. Большинству утраченных enterprise-решений нет аналогов не только в России, но и на рынках других стран. Особенно это заметно в структуре ПО для крупного бизнеса. Технологии операционных систем, инфраструктурных решений для виртуализации, управления базами данных создавались не один год и над ними работали тысячи разработчиков — на адекватную отечественную замену уйдут годы, если не десятилетия.

 

В любом случае на переходный период бизнесу придется перенаправить часть ресурсов на покрытие рисков в сфере кибербезопасности. Без обновлений ПО станет уязвимым для взломов и кибератак, что потребует усиления защиты.

 

В малом и среднем бизнесе ситуация более позитивная. На рынке успешно работает российское программное обеспечение: CRM, системы учета, справочные и антивирусные продукты, корпоративные мессенджеры и пр. Но даже здесь доля импортного ПО составляла 20-30%, так что санкции и рестрикции отзовутся серьезными проблемами. Самая неприятная — все то же отсутствие обновлений, которые закрывают текущие уязвимости и защищают от угроз.

Российские облака для бизнеса

Компаниям с on-premise инфраструктурой рекомендуем рассмотреть частичный переход в российское облако. На своем «железе» можно оставить программное обеспечение с только что обновленными лицензиями. Еще поработает. В облаке — перейти на решения, альтернативные заблокированным сервисам. Например, с почтового сервиса MS Exchange можно комфортно мигрировать на облачную коммуникационную платформу CommuniGate Pro.

 

Бизнесу с облачной архитектурой имеет смысл мигрировать с иностранного облака на российское — перенести подсанкционное ПО с платформ иностранных вендоров на российские облака. Это не решит проблемы обновления и поддержки информационных систем типа SAP или Oracle, но закроет риски блокировки зарубежных провайдеров.

 

Кроме того, пока сервис на платформе иностранного провайдера, поддерживайте актуальной реплику системы и храните ее в российском облаке. Позаботьтесь о Disaster Recovery и резервной площадке. Даже у самого надежного и устойчивого зарубежного гиперскейлера позиция может измениться, и если вы хотите уверенности в непрерывности бизнес-процессов — держите в запасе надежный сценарий DR на российских мощностях.

План переезда

Те, кому есть куда переезжать — переезжают. При этом одни компании мигрируют на российское программное обеспечение в авральном режиме, потому что заканчивается лицензия и альтернатив не так уж много. У других есть фора и вместе с тем понимание, что завтра ситуация может повернуться на 180 градусов.

 

Каждый случай уникален, однако укрупненно любой план переезда должен состоять из трех базовых этапов:

1. Протестировать новое программное обеспечение на тестовых данных, в пробном режиме. Важно понять, сможет ли программа выполнять те же функции, работать на имеющихся мощностях и в текущем IT-ландшафте. Прежде чем начинать длительное и дорогое внедрение, возьмите облако и запустите ПО в виртуальной среде.

2. Внедряйте программное обеспечение поэтапно, с рабочих, но не критичных участков. К моменту, когда подойдет очередь ключевых бизнес-процессов у вас будет пул пользовательского опыта и обратной связи по сложностям интеграции, адаптации к функционалу и интерфейсу. С ними по горячим следам нужно делать FAQ и базы знаний, закрывая одну проблему за другой.

3. Рассчитывайте на дополнительные издержки. Особенно на начальных этапах, когда пользователям нужна качественная и быстрая поддержка, а крупным ИТ-системам не обойтись без доработки, пусть даже точечной.

 

Какой бы сценарий вы ни выбрали — придерживайтесь итерационного подхода. Миграция по процессам или по участкам, если позволяет время, позволит измерить результат от каждой итерации и вовремя скорректировать процесс. Или продолжить с уверенностью в успехе.