29 мая 11.00
Вебинар "Безопасное хранение цифрового контента с помощью отечественной DAM-платформы"
 

Рост и изменение рынка российских облачных сервисов в 2022 г

Рост и изменение рынка российских облачных сервисов в 2022 г
Время на прочтение: 4 минуты

За 2022 г рынок облачных сервисов вырос на 42% по сравнению с 2021 г. Это больше чем в ковидном 2020 году, когда за счет карантинных ограничений облачный рынок вырос на 38%. За счет чего достигнут этот рост и куда двинется дальше — разберем в этой статье.

Рынок российских облачных сервисов в 2022 г рос на санкциях. Уход иностранных компаний вынудил бизнес приземляться в российских облаках. Отечественные сервисы быстро заняли место ушедших западных поставщиков, а за счет повышения цен на основные услуги выросли еще и в денежном выражении. Как посчитали в iKS-Consulting, к концу 2022 г объем рынка достиг 86,6 млрд рублей.

Основные точки роста российских облачных сервисов

Многие зарубежные IT-компании уходили из России «по-английски» и у бизнеса не было времени адаптироваться к новым условиям, организовать переход на on-premise. Единственным вариантом быстро мигрировать оставались облака, поэтому в первой половине года мы наблюдали взрывной рост спроса.

С февраля 2022 г количество заявок увеличилось в 2 раза и так же резко изменилась структура спроса. Если раньше, как молодая компания, мы работали в основном со средним бизнесом, с весны сотрудничаем с несколькими крупными клиентами. Прежде они предпочитали работать с лидерами рынка, но из-за дефицита мощностей в дата-центрах и предложений облачных услуг, начали рассматривать более широкий круг подрядчиков.

Наши коллеги отмечают тот же тренд. За первые шесть месяцев 2022 г количество клиентов выросло в 1,5-2 раза, причем существенно увеличился спрос со стороны ритейла и госсектора. Активнее всего наращивают мощности крупные торговые компании: на облачную инфраструктуру перешли «Магнит», Ralf Ringer и «Лента», часть сервисов перевел в облако «Вкусвилл». Это закономерно — ритейл оперирует огромными объемами данных, и в текущих условиях только облачные сервисы могут гарантировать гибкость и масштабируемость процессов обработки данных.

NGcloud - облако нового поколения
Две недели бесплатного тест-драйва

Часть компаний при переходе в облако сохранили гибридную инфраструктуру. Бизнес-критичные приложения остались на собственных мощностях, а процессы с неравномерными нагрузками распределились по облачным провайдерам. Кстати, как уточняют аналитики iKS-Consulting, порядка 50% крупного бизнеса диверсифицируют мощности и пользуются услугами нескольких провайдеров.

Изменения коснулись и практики выбора облачных услуг. На фоне роста цен на 40–60%, решающим фактором выбора подрядчика стали технические компетенции. Бизнес отдавал предпочтение операторам, готовым обеспечить миграцию без остановки бизнес-процессов, бесшовную интеграцию физической и облачной сред, полномасштабную поддержку и администрирование IT-систем. Именно тогда мы увидели интерес рынка к практической безопасности облачных сред и взяли курс на решения со встроенными системами кибербезопасности. Тем более, что на уход иностранных вендоров из сектора ИБ наложились беспрецедентные киберугрозы. Рекордные по мощности и длительности DDoS-атаки, появление новых сложных фреймворков потребовали перестройки привычной архитектуры информационной безопасности.

Ждать ли роста облачных сервисов в 2023 г?

Весной прошлого года бизнес переходил на российские облака в авральном режиме, спасая данные. Сейчас ажиотаж прошел и компании станут более внимательны к деталям: уровень автоматизации сервиса, возможности для интеграции с другими IT-продуктами, соблюдение требований к безопасности критической инфраструктуры.

По данным декабрьского исследования наших коллег из Cloud и «Технологии Доверия», у крупнейших компаний большая часть нагрузок до сих пор размещена on-premise, а некоторые и сейчас еще практически не используют публичные облачные сервисы. При этом большая часть опрошенного бизнеса планирует развивать собственные облака или мигрировать на инфраструктуру облачного провайдера.

Это значит, что емкость рынка российских облачных сервисов далеко не исчерпана. Рост продолжится, хотя рынок неминуемо изменится. Жесткие условия 2022 г показали, что основным фактором выбора подрядчика становится глубокая экспертиза и способность обеспечивать непрерывность работы бизнеса. Поставщики, работающие исключительно на базе дистрибуции, не способны минимизировать цифровые риски бизнеса в полном объеме. Так что в следующие год-два их заменят те, кто создает реальную добавленную стоимость продукта, может быстро адаптироваться к изменениям и предложить альтернативные технологические решения.

Новые статьи и анонсы вебинаров в нашем Телеграм-канале