Loading...

Миграция от иностранных провайдеров и с зарубежных IT-сервисов

  • Alt

В марте и апреле российские компании аврально переезжали на отечественные ИТ-системы и в российские облачные интернет-сервисы. Провайдеры не справлялись с наплывом новых клиентов, а бизнес под угрозой потери доступа к данным переезжал без оглядки на технологический разрыв между запросами и возможностями систем. 

 

Сейчас, когда схлынула паника, мы можем трезво, с холодной головой оценить ситуацию. Как свести к минимуму риски отключения от западных облаков и сервисов, даже если компания не под санкциями? Куда двигаться бизнесу —  в облака или ЦОД? Что ждет рынок облачных сервисов в перспективе ближайших 1-2 лет?

Текущие риски бизнеса в зарубежных облаках

Крупные предприятия из санкционных списков США и стран Европы еще в марте потеряли доступ к более чем 100 IT-сервисам и провайдерам. У среднего и малого бизнеса остались некоторые альтернативы, но даже с ними риск блокировки данных неоправданно высок. Это и проблемы с оплатой услуг облачного сервиса, и трудности с доказательством отсутствия связей с подсанкционными компаниями, и вероятность прекращения сотрудничества по политическим причинам. Нет никакой гарантии, что зарубежный сервис, который сегодня обещает стабильный доступ и нормально работает, будет доступен завтра.

 

Что делать, чтобы минимизировать риски? В перспективе — мигрировать в российское облако и переехать с иностранных сервисов на отечественные аналоги. Прямо сейчас — позаботиться о бэкапах и провести внеплановый аудит инфраструктуры.

Почему это важно

В стандартных условиях при переезде от одного провайдера к другому, предыдущий поставщик услуг помогает перебросить кроссировки и настроить репликацию. Как минимум. На данный момент условия нестандартные и некоторые облачные сервисы отказывают в помощи при переезде. Вплоть до отказа в скачивании бэкапа.  

 

Ведите бэкапы самостоятельно, храните в резервном облаке. Чтобы не зависеть, насколько это возможно, от внешних факторов.

 

Аудит инфраструктуры нужен, чтобы увидеть уровень загруженности ресурсов и иметь список актуальных ИТ-систем. Он обязательно понадобится при плановом переезде, а в случае экстренной эвакуации поможет перебраться на безопасную платформу, четко представляя объемы мощностей, схему миграции, потребности в оптимизации и доработке.

Проблемы сервисов и программных решений

Ситуация с западными сервисами и программными платформами для бизнеса развивается по тому же сценарию: поставщики замораживают аккаунты российских компаний, не принимают оплату от клиентов из РФ, блокируют доступы по IP. Чтобы не столкнуться с внезапной потерей данных, бизнес постепенно мигрирует с иностранного ПО на российские аналоги. Один из наших клиентов недавно переехал с OneDrive на облачный диск Nubes на базе NextCloud, другой перешел с MS Exchange на Communigate PRO.

 

К сожалению, не всем зарубежным сервисам есть полноценная замена. По многим решениям мы видим ощутимую нехватку функционала под конкретные бизнес-задачи. Это решаемо, но не здесь и сейчас, а в перспективе нескольких лет. Пока выбор решений определяет новая реальность:

1. Не ПО подбирается под процессы, а бизнес-процессы перестраиваются под ПО,

2. Все, что можно сейчас перенести в свою зону контроля — переносится,

3. Программные продукты, которые можно заменить — меняются на ближайшие аналоги, желательно open source формата.

Ближайшее ИТ-будущее бизнеса: ЦОД или облака?

Во время пандемии резко подскочил спрос на услуги colocation. В 2021 г тенденция сохранилась, так что коммерческие ЦОДы Москвы и Санкт-Петербурга были заполнены под завязку. В 2022 г, когда крупные промышленные компании лишились ИТ-инфраструктуры за рубежом, они перенесли часть мощностей в Россию, заняв остававшиеся свободными стойко-места. Все это привело к тому, что сейчас мы видим объективный дефицит стойко-мест под colocation. И еще более острый дефицит серверного оборудования и инженерных решений ЦОД. 

 

Растущий спрос подогревает цены. К нему добавляется неопределенность с поставками: европейские вендоры ушли, а альтернативные каналы логистики пока не налажены. Вот почему в ближайшие месяцы цены на colocation в ЦОД ощутимо вырастут.

 

С облаками ситуация полегче. На 2022 г аналитики прогнозировали растущий спрос на услуги облачных интернет-сервисов и многие поставщики, в том числе и Nubes, заблаговременно запаслись оборудованием и комплектующими. Как оказалось, очень кстати. Сейчас у облачных провайдеров есть запас мощностей и свободные ресурсы в IaaS. Это снизит темп роста цен, хотя не остановит их полностью.

 

В среднем по рынку цены на ресурсы IaaS и лицензии программных платформ выросли в диапазоне 20-60%. Мы подняли стоимость облака и части услуг PaaS на 10-15%, сохранив цены на DevOps, облачный диск, хранилище S3 и ряд других сервисов на уровне 2021 года. Со временем ценовую политику придется пересматривать, подстраиваясь под изменения цен на «железо», но пока у нас есть ресурсы и возможности для сдерживания тарифов.

Рынок облачных сервисов в перспективе ближайших 1-2 лет

Microsoft Azure и Amazon Web Services удерживали лидерство не столько за счет огромных вычислительных ресурсов, сколько за счет удобных инструментов под бизнес-задачи разного масштаба. У российских облачных платформ и сервисов таких возможностей нет. Со временем  крупные провайдеры и команды разработают аналоги, однако в условиях ограниченного доступа к международным технологиям и программному обеспечению достичь аналогичного функционала будет сложно. 

 

Однако, никто не мешает нам следить за развитием глобальных облачных провайдеров и адаптировать наиболее интересные подходы под себя. Например, расширяя и актуализируя PaaS-решения под бизнес разных отраслей и масштабов. Или декомпозируя облачную инфраструктуру под узкоспециализированные задачи в формате XaaS (аналитика как услуга, связь как услуга, репликакция как услуга и пр.).

 

Для компаний, где ИТ-архитектура построена преимущественно на зарубежных сервисах, на первый план выйдут точечные и локальные доработки для связанности старых и новых информационных систем. Здесь основная задача — добиться сочетаемости отечественного ПО с имеющимся оборудованием и работающими импортными сервисами.  

 

В части аппаратного обеспечения ближайшая перспектива — это альтернативные каналы логистики и параллельный импорт. Варианты развития производства собственной элементной базы сложно оценивать объективно, поэтому на данном этапе основная задача рынка — сохранить стабильность облачных интернет-сервисов и достойный технологический уровень услуг.